О многих ли наших фильмах народ сочиняет анекдоты? Сразу
же на ум приходят "Чапаев", "Семнадцать мгновений весны", "Белое солнце
пустыни", "Место встречи изменить нельзя", "Брат-2"... Всего набирается
едва десяток, среди которых только два детских - "Винни Пух" и
"Приключения Буратино". Уже одно только присутствие в этом почетном списке
поставило создателя "Буратино" Леонида Алексеевича
Нечаева в ряды самых любимых зрителями
режиссеров. А ведь им еще сняты "Про Красную Шапочку", "Рыжий честный
влюбленный" и еще много добрых, умных и веселых сказок. Неудивительно, что
на XI Международном кинофестивале "Золотой витязь" Леонид Нечаев был одним
из самых почетных участников, и наш корреспондент постарался взять
интервью именно у него.
- Леонид Алексеевич, трудно снимать в кино детей?
- У меня основные сложности возникали не с детьми, а с их
родителями. Например, когда в "Приключениях Буратино" Лиса Алиса и
Кот Базилио подвешивают главного героя на дерево вниз головой, мама
Буратино - Димы Иосифова - заявила, что ни в коем случае не даст так
мучить ее нежного ребенка. Я ее успокоил, наплел что-то о кукле, которую
можно вешать вместо мальчика, а сам шепчу: "Дима, убери маму
куда-нибудь!" Он тут же все понял и стал хныкать, что очень
проголодался. Мамочка тут же умчалась за колбасой, а Буратино был
немедленно "повешен" на дерево. И хотя сцену пришлось переснимать, Дима
терпел героически, и нам удалось все закончить как раз перед самым маминым
приездом.
- Вообще в средние века длительное подвешивание вниз головой
считалось пыткой.
- Искусство требует
жертв, и ребята, понимая это, вели
себя порой просто героически. Например, в том же "Буратино" очень
опасными оказались съемки сцены, где деревянный человечек прячется в
огромном кувшине, а Карабас Барабас - Владимир Этуш - разбивает его,
бросая пивную кружку. Вся сложность была в том, что кувшин изготовили по
спецзаказу в единственном экземпляре и, значит, снять мы должны были
обязательно с первого раза!
Естественно, сразу встал вопрос: чем
разбивать? Кинешь слишком легким предметом - с кувшином ничего не
сделается, запустишь тяжелым - можно парня покалечить. Советуюсь с Димой.
Он подумал и абсолютно невозмутимо заявил: "Кидайте, чтобы
наверняка!" - и залез в посудину.
Ну, взял я пивную кружку,
положил туда булыжник весом где-то с кило и, покрывшись противным холодным
потом, швырнул. Кувшин разлетелся, горлышко, как и было задумано, наделось
на шею Димы. Я, тут же успокоившись, успел ему крикнуть: "Нос!".
Чтобы перед тем как убежать, не забыл Карабасу нос
показать.
- Со взрослыми актерами было сложнее? Ведь в
"Буратино" снимались такие корифеи, как Рина Зеленая, Ролан Быков,
тот же Владимир Этуш.
- В роли Черепахи Тортиллы я первоначально хотел видеть
Фаину Раневскую. Однако она была уже очень немолодая и поэтому сказала:
"Ленечка, я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съемки
будут проходить у меня в подъезде". Рина Зеленая, узнав о моем
предложении, в общем тоже не слишком удивилась, только спросила: как я
собираюсь надевать на нее панцирь и когти? Я успокоил Рину Васильевну,
сказав, что ей положен не панцирь, а пончо с чепчиком, и - она прекрасно
сыграла Тортиллу. И даже спела.
Карабасу-Барабасу - Этушу -
принадлежит мгновенно ставшая крылатой фраза: "Это просто праздник
какой-то!", которая у него вырвалась после попытки исполнить нечто на
трубе. Сложнее всего было с покойным Быковым. Первоначально роль Кота
Базилио предлагалась двум другим очень известным актерам, но они
соглашались только при одном условии: взять на роль Лисы Алисы их жен. Но
эти актрисы не подходили совершенно, и я обратился к Быкову. Не без
колебаний обратился, поскольку мы с ним по жизни полные антиподы.
И
тут я решил похулиганить и говорю: "Ролан, я возьму тебя, но только
если Алису сыграет твоя жена Лена Санаева! Причем в вашем дуэте основную
партию будет вести именно она, а ты будешь на подпевке!" Он сначала
дико возмутился, поскольку справедливо считал себя куда более опытным и
популярным актером. Но потом азарт взял свое, и мы начали работать.
Единственным условием Ролана и Лены было - отпускать раз в неделю из Ялты
в Севастополь, где они давали концерты. Приезжали оба настолько
вымотанными, что порой забывали, о чем вообще снимаем, но быстро приходили
в себя и начинали подавать идеи. Например, необычную одежду для обоих
мошенников - накидку из рыболовной сети с облезлой горжеткой для Алисы и
такую же облезлую смесь шубы с сюртуком для Базилио - придумывали все
вместе.
В итоге фильм имел такой успех, что я неожиданно для себя
оказался режиссером, у которого стало престижно сниматься. Евгений
Евстигнеев, посмотрев "Буратино", даже позвонил мне и воскликнул:
"Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!" Конечно, услышав такое
даже от менее гениального актера, чем Евстигнеев, устоять было невозможно,
и уже в следующем фильме "Про Красную Шапочку" он сыграл
Звездочета. В компании с теми же Быковым, Владимиром Басовым, Риной
Зеленой, вашим Николаем Трофимовым из товстоноговского Большого
Драматического театра и другими замечательными артистами.
Те дни я
до сих пор вспоминаю, как сказку. Люди работали не ради денег, а потому
что испытывали постоянное желание творить. Мы тогда и в страшном сне
подумать не могли, что разговор актера с режиссером может начинаться с
вопроса: "А сколько я получу за эту
роль?"
- Тем не менее, ставя "Красную Шапочку", Вы
рисковали. Ведь в отличие от "Буратино", это была не экранизация, а
совершенно самостоятельное произведение. Юные зрители могли и не принять
столь вольного обращения с любимой сказкой.
- Тогда все началось с аудиенции у зампредседателя Госкино
Стеллы Ждановой. Впоследствии из-за её интриг мне пришлось "эмигрировать"
в Минск, но после "Буратино" Стелла Ивановна ко мне благоволила и
милостиво спросила, что бы я хотел снять. Отвечаю, что всю жизнь мечтал о
"Красной Шапочке". Стоящая рядом наша сценарист, ныне покойная Инна
Веткина, царствие ей небесное, дергает меня за пиджак и шипит: "Ты с
ума сошел, там же две страницы текста - снимать нечего!"
Но я
уже завелся и понял, что решить проблему можно, сняв фильм о том, что
случилось после завершения "официальной" сказки. Над сценарием мы работали
недели две, почти без отдыха. Инна, бедная, так измучилась, что во время
нашего очередного ночного бдения на кухне однажды попыталась прикурить от
водопроводного крана!
В конце концов картина получилась
действительно совершенно неожиданная, и мы страшно переживали, как дети ее
воспримут. Охотник - подлый трус, Красная Шапочка отпускает волков - всё
совсем не так, как положено! Но все страхи оказались напрасными - приняли
ничуть не хуже, чем "Буратино". И письма мы получали целыми мешками
еще долгие годы после премьеры.
- Радость, доставленную Вашими фильмами, я и сам прекрасно
помню, а вот каково приходилось снимавшимся там ребятам? Ведь став в одно
мгновение знаменитыми, почти все они во взрослой жизни не состоялись как
артисты.
- Ну почему не состоялись? Многие - как раз, наоборот, -
очень даже состоялись. Вот, например, Денис Зайцев, исполнивший главную
роль в фильме "Рыжий, честный, влюбленный", сумел избавиться от
проблем с дикцией, закончил ЛГИТМиК и сейчас играет в Театре Комедии имени
Н.П.Акимова. Сейчас его можно видеть в успешно идущем историческом сериале
"Империя под ударом". А вредные сестры-близняшки из того же
"Рыжего, честного, влюбленного" выросли и превратились в
очаровательных девушек и популярных актрис Ксению и Полину
Кутеповых.
Что же касается тех, кто волею судьбы избрал себе другую
специальность, то, думаю, во многом благодаря участию в съемках, они с
малых лет научились работать по-настоящему. А это никогда не бывает
лишним, особенно если учесть, что наша школа ни в последние советские
десятилетия, ни сейчас всерьез трудиться не учила и не учит. За
исключением одного прискорбного случая, когда мальчик, сыграв несколько
ролей, не выдержал испытания славой и спился, все независимо от выбранной
профессии нашли свое место в жизни. А съемки остались у них - как
пережитое в детстве чудо, о котором так приятно вспоминать и рассказывать
уже своим детям.
- А самому никогда не хотелось снять картину о проблемах
ровесников детей юных актеров в ваших фильмах? Например, о наркомании,
детской проституции, беспризорности?
- Нет. Категорически не хочу. Я всю жизнь снимал добрые,
веселые, хулиганские сказки и собираюсь заниматься этим до конца своих
дней! Это совсем не означает бегства от действительности - в том же
"Рыжем, честном, влюбленном" в жизни героев значительную роль
играют деньги, что по тем временам было в детском кино настоящей
революцией. И хотя никаких оргвыводов ко мне не применили и даже дали на
Киевском международном фестивале приз "За лучшую воспитательную
сказку", но многие в Госкино и Министерстве культуры были просто
шокированы.
Теперь маятник пошел в другую сторону, и даже в детском
кино модной стала разнообразная чернуха, но я этой моде следовать
отказываюсь. В представленном мною на "Золотом витязе" ленте
"Сверчок за очагом", снятой по мотивам рождественской повести
Диккенса, ничего подобного Вы не найдете, и в снимаемой сейчас картине (о
которой, чтобы не сглазить, пока промолчу) - тоже. И когда кто-то из
критиков заметил, что все полтора десятка моих картин можно смотреть как
одну и ту же бесконечную сказку, я это воспринял как комплимент. Мне эта
сказка нравится, детям тоже, - чего ещё надо?
- Подозреваю, что большинство молодых детских режиссеров
настроены куда менее оптимистично: им-то в отличие от Вас никто не даст
денег, позволив при этом снимать, что душе угодно.
- Увы, детское кино на всей территории бывшего Советского
Союза сейчас лежит в руинах. Где-то ситуация выглядит совершенно
безнадежной, где-то, как в Белоруссии - чуть получше, но в целом фильмы
для детей не интересны ни властям, ни бизнесу. И если я или покойный Ролан
Быков в последние годы еще могли под свое имя получить финансирование
каких-то проектов, то у начинающих режиссеров шансы почти нулевые. Поэтому
совсем не удивительно, что Россия здесь совершенно не выдерживает
конкуренции даже с третьесортными зарубежными поделками. Хотя еще совсем
недавно наше детское кино просто не имело
конкурентов.
- А Дисней?
- Дисней, конечно, гений. Но с лучшими советскими лентами
у него могут конкурировать разве что "Белоснежка" и "Бэмби".
Ну, а унаследовавшие студию ее нынешние владельцы снимают просто бездушную
дешевку, ничего не дающую ни уму, ни сердцу. Их успех обусловлен
исключительно огромными деньгами, вложенными в рекламу, использованием
суперсовременной техники да полным отсутствием конкуренции. Сейчас лишь
отдельные неравнодушные люди, вроде организаторов "Золотого
витязя", еще пытаются продолжать наши традиции, искать работающих в их
русле молодых режиссеров и помогать им найти свой путь. Но таких
подвижников сейчас раз-два - и обчелся...
Подготовил Юрий НЕРСЕСОВ